Источник: https://ds-teremok-zubcov.nubex.ru/7272/7291/

Развитие речевого дыхания у ребёнка.

 

 

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разгова­ривает, что называется, про­сто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания прогла­тываются, сложно вообще ра­зобрать, что ребенок пытает­ся рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли про­износить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы за­мечали: прежде чем загово­рить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговарива­ются на выдохе. Это значит,

что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыха­тельные пути: от легких че­рез трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас за­канчивается воздух на выдо­хе? Правильно, нам приходит­ся сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее — все по­вторяется.

      Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Ма­лышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится по­знавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аде­ноиды, болезни сердца, ослабленость организма) им не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Созда­ется впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего ему не достает в данный мо­мент воздуха, во время разго­вора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Таким образом, родителям, которые желают научить ре­бенка говорить красиво и чет­ко, следует обучить его пра­вильному дыханию. Но как это сделать дома, без помощи ло­гопеда? Конечно, можно пред­ложить ребенку подуть на вер­тушку или выдуть мыльный пузырь, ему это понравится, но через некоторое время надоест. Как же дальше развивать ре­чевое дыхание? Покупать до­рогостоящие пособия или из­готавливать самим?

Вниманию читателей пред­лагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в не­делю, по одной игре.

«Цветочек» — вдохнуть и задержать дыхание — «поню­хать цветочек».

«Перышко» — сдуть пе­рышко с ладони.

«Листья летят» — вдохнуть через нос, сдуть листок с ла­дошки.

«Платочек» — подуть на цветной носовой платочек.

«Жук полетел» — сдуть бумажного жука со стола.

«Покатай карандаш» вдохнуть через нос и, выды­хая через рот, прокатить ка­рандаш по столу.

«Рыбки плавают» — подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, на­пример к люстре).

«Вертушки» — подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).

«Дудочка» — учить извле­кать звук из дудочки (или другого музыкального инстру­мента, в который надо дуть).

«Узнай по запаху» — уз­нать по запаху яблоко среди набора фруктов.

«Пускание мыльных пузы­рей» — учить делать длитель­ный выдох через рот.

«Птичка летает» — подуть на бумажную птичку, при­крепленную за ниточку.

«Свистульки» — учить из­влекать звук из свистулек.

«Шарик воздушный ле­тит» — подуть на воздушный шарик.

«Самолет» — подуть на бу­мажный самолет, подвешен­ный на ниточке.

-соревнование «Чей свисток бу­дет свистеть дольше?»

«Прокати шарик» — вдох­нуть через нос и дуть на ша­рик, лежащий на столе (лю­бой легкий шарик, например теннисный).

«Елочный дождик» — по­дуть на дождик, посмотреть, как он искрится.

«Сдуй снежинку» (на про­гулке) — сдувать снег с ва­режки.

«Свеча» — задуть свечу рез­ким выдохом.

«Погрей руки» — вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.

«Узнай по запаху» (напри­мер, апельсин среди набора фруктов).

«Снежок тает» — подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Подуй на бантик» — по­дуть на бантики, привязанные к веревке.

«Снежинка» — подуть на кусочек ваты.

«Узнай по запаху» — уз­нать по запаху лук или чес­нок среди набора овощей.

«Согрей игрушку» — вдох­нуть через нос и дуть на «за­мерзшую» игрушку.

«Трубочка» — покатать шарики на столе, дуя в корот­кую трубочку (трубочка из-под сока, а вместо шариков можно использовать вату).

«Бурлящая вода» — подуть в воду через трубочку.

«Морские гонки» — через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

«Султанчики» — подуть на султанчик из бумаги (кончик карандаша обмотать «елочным дождиком»).

«Кто спрятался за занавес­кой?» — дуть на тонкую за­навеску, чтобы та открылась, и посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску иг­рушку).

«Флажок» — подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.

«Духовые инструменты» — учить извлекать звук из ду­дочки, трубы, губной гармош­ки и др.

«Бабочка» — сдуть бабоч­ку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеен­ного на нее.

«Одуванчик» (на прогул­ке) — сдуть пушинки с пер­вого-третьего раза.

«Пускание мыльных пузы­рей» — соревнование «Чей пузырь будет летать дольше? ».

 

 Учитель-логопед Широкова С.И.

 

 

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.