Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящая людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека, что в той или иной мере решается в семье. Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции.
Специфическая функция семьи – воспитательная, обладающая аспектами:
Воспроизводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция в обществе составляют важную функцию современной российской семьи, которая выработала для этого уникальную систему передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой, чему способствуют: родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.
Эффективная деятельность семьи как института воспитания детей оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребёнка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Родительское воспитание представляет собой единство трёх компонентов:
Родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Родители, принадлежащие к различным слоям общества, тратят всё больше времени на поддержание привычных жизненных стандартов. Эти обязанности отнимают родителей у детей физически и эмоционально; тем самым на детей обрушивается стресс, поскольку родители уже не в состоянии удовлетворить их потребности в эмоциональной пище. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что не хотят потратить время на общение с ними. Воспитанные в обстановке психической депривации (эмоционального отчуждения), эмпатийного общения (внеречевого), дети утрачивают чувство психологической защиты. Потребность в общении ослабевает, интуитивное стремление к единению с окружающими уступает место рациональному, так что в дальнейшем они бывают в затруднении при необходимости выступать в роли сочувствующего и сопереживающего.Дальнейшее воспитание этих детей в обстановке педагогической запущенности усиливает эгоцентрические установки до жестокости.
Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.
Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Пример тому –Библия. Позже к этой мысли возвращались Платон и Сократ, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребёнка, с другой – для самого общества. И так, цель воспитания родителей – не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирования у них способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание ка можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие качеств, отражающих степень их зрелости как воспитателей. Ведущий компонент педагогической культуры родителей – их педагогическая подготовленность, характеризующая определённой суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе воспитания детей.
Педагогическая компетентность родителей складывается из культуры:
Выделенные аспекты культуры родителей как ориентира работы с семьёй могут конкретизированы по следующим компонентам общей культуры: знания, компетентность, ценность и смысл, рефлексия, творчество.
Ребёнок – связующее звено в сотрудничестве ДОУ и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается образовательно-воспитательный процесс. В этой ситуации ребёнок становится субъектом не только игровой деятельности, но и собственного воспитания, более того - активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей. В нормативно-правовых документах указано, что родители – участники образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В Законе РФ «Об образовании» (ст.18) записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В Концепции ДО обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество педагога и родителей.